В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов “Современная школа”, “Успех каждого ребенка”, “Молодые профессионалы” национального проекта “Образование”.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Направления наставничества:
- «учитель-учитель»
- «ученик-ученик»
- «студент-ученик»
Это даёт большие возможности ученикам найти интерес в жизни, определиться с будущей профессией.
Федеральный уровень
-
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций , осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным , дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" (открыть);
-
Письмо Министерства образования РФ от 23.01.2020 № МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций , осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным , дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" (открыть);
-
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций , осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным , дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (открыть).
Региональный уровень
-
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 18.02.2022 № 316-01-63-285/22 "Об утвкрждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным , дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в 2022 году" (открыть).
Школьный уровень
-
Приказ МБОУ Кочуновской ООШ от 25.05.2022 № 62 "О внедрении программы наставничества" (открыть).
-
Программа по наставничеству на 2022-2026 гг.(открыть)
-
План МБОУ Кочуновской ООШ по форме наставничества "учитель-учитель" на 2023-2024 учебный год (открыть)
-
Положение об организации наставничества в МБОУ Кочуновской ООШ "учитель-учитель" (открыть)
-
Положение об организации наставничества в МБОУ Кочуновской ООШ "ученик-ученик" (открыть)
-
Дорожная карта внедрения (целевой модели) наставничества в МБОУ Кочуновской ООШ (открыть)